МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ
ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Постоянная комиссия по социальной политике и правам человека
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
О проекте модельного закона «О государственной молодежной
политике для государств – участников СНГ»
Комиссия п о с т а н о в л я е т :
1. Одобрить в основном модельный закон «О государственной молодежной политике для государств – участников СНГ» (прилагается).
2. Направить проект модельного закона «О государственной молодежной политике для государств – участников СНГ» с учетом замечаний, внесенных на заседании комиссии, в профильные комитеты и комиссии парламентов государств – участников СНГ для получения экспертных заключений.
3. Рассмотреть доработанный с учетом замечаний и предложений проект модельного закон «О государственной молодежной политике для государств – участников СНГ» на очередном заседании комиссии.
Председатель комиссии А. Г. Рагимзаде
Санкт-Петербург
13 октября 2011 года
№ 4
ПРОЕКТ
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ»
ДЛЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ
Необходимым условием создания правового государства, развития демократии, повышения эффективности работы современного правового государства на благо и процветание граждан, охраны прав и свобод личности является забота о подрастающем поколении. Настоящий Закон основывается на Конституции (наименование государства) и призван способствовать достижению указанных целей.
Реализация государственной молодежной политики выступает инструментом социально-экономического и культурного развития, обеспечения конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности страны.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины и их определения.
В настоящем Законе используются следующие термины и их определения:
государственная молодежная политика — система решений и действий, реализуемых субъектами государственной молодежной политики, направленная на достижение стратегических целей эффективного воспроизводства трудовых ресурсов; воспитания молодых граждан (наименование государства) в духе патриотизма, уважения культурных и духовных ценностей Отечества; достижения осознанного понимания молодыми гражданами основополагающих идей исторического развития государства, современных направлений государственной политики;
молодежь – социально-демографическая группа (социальная общность) граждан (включая лиц с двойных гражданством и лиц без гражданства), постоянно проживающих на территории (наименование государства), в возрасте от 14 до 30 лет, находящаяся в незавершенном процессе социализации до достижения экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности;
молодая семья – состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых находится в возрасте не старше 30 лет, или неполная семья (состоящая из одного родителя), возраст родителя в которой не превышает 30 лет;
молодежное общественное объединение – зарегистрированное в установленном законом порядке объединение граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов;
молодой ученый – работник образовательного или научного учреждения до достижения им следующего возраста: доктор наук - 40 лет, кандидат наук - 35 лет, работник без степени, аспирант - 30 лет;
молодой специалист – выпускник образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования в возрасте до 30 лет, принятый на работу в год окончания учебы в соответствии с трудовым договором;
молодые граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации – молодые граждане - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; оказавшиеся в экстремальных условиях; признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для граждан с недостатками физического и (или) психического развития;
молодежное предпринимательство – осуществление гражданами в возрасте до 30 лет предпринимательской деятельности; а равно юридические лица - субъекты малого предпринимательства, отвечающие следующим условиям: средний возраст штатных сотрудников - до 30 лет; возраст руководителя - до 30 лет; в уставном (складочном) капитале, если он предусмотрен организационно-правовой формой юридического лица, доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75%.
Статья 2. Субъекты государственной молодежной политики.
К субъектам государственной молодежной политики относятся:
молодежь (молодые граждане);
семья;
органы государственной власти;
органы местного самоуправления;
образовательные учреждения, аккредитованные в соответствии с действующим законодательством;
общественные объединения и их ассоциации;
средства массовой информации;
предприятия и организации всех форм собственности.
Статья 3. Задачи государственной молодежной политики.
Для реализации целей государственной молодежной политики субъектами государственной молодежной политики решаются следующие задачи:
воспитание молодых граждан в соответствии со стратегическими целями молодежной политики;
создание условий для всестороннего развития личности;
создание условий для роста здорового гражданина;
поддержка спорта, физического развития здорового гражданина;
создание равных условий для получения молодыми гражданами образования, достойного гражданина и преемника истории своей страны;
создание наиболее благоприятных условий для поступления на работу и применения полученных знаний в научной сфере, на предприятиях и на государственной (муниципальной) службе;
поддержка молодых семей (в том числе стимулирование рождаемости);
поддержка молодых граждан;
информационная, организационная и финансовая поддержка молодежных инициатив;
вовлечение молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопроса самообеспечения молодежи;
привлечение молодежи к участию в проектной, управленческой и исследовательской деятельности;
предупреждение правонарушений, профилактика алкоголизма, табакокурения, наркомании преступности;
оказание адресной социальной помощи молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
создание условий для развития трудового и организационного потенциала молодежи;
создание условий для развития молодежного предпринимательства;
стимулирование общественной активности молодежи;
решение всех целей и задач государственной молодежной политики совместно всеми субъектами государственной молодежной политики и каждым субъектом государственной молодежной политики самостоятельно;
постоянная непрекращающаяся деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по решению направлений государственной молодежной политики;
стимулирование субъектов государственной молодежной политики к решению целей и задач государственной молодежной политики путем создания постоянно действующих, периодичных либо единовременных проектов (программ);
координация и поддержка деятельности общественных объединений, в том числе молодежных и детских общественных объединений в сфере государственной молодежной политики;
разработка и поддержка специальных Интернет-ресурсов и печатных изданий по вопросам общедоступного правового, культурного и иного просвещения молодых граждан.
Статья 4. Принципы реализации государственной молодежной политики.
Государственная политика в сфере воспитания детей и молодежи основывается на принципах:
- приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- гуманизма;
- преемственности процесса воспитания в семье, учреждениях образования, иных учреждениях и организациях, средствах массовой коммуникации и социализации подрастающего поколения, занятых в процессе воспитания;
- обеспечения условий для формирования у детей и молодежи духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, воспитания гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия;
- учета духовно-нравственных ценностей и традиций государства-участника СНГ для гармоничного развития детей и молодежи;
- развития и укрепления партнерства государств-участников СНГ в сфере воспитания детей и молодежи;
- комплексности;
- государственно-частного партнерства;
- приоритета общественных инициатив в области государственной молодежной политики;
- поддержки и стимулирования общественных инициатив в области государственной молодежной политики;
- информационной открытости государственной молодежной политики.
- учёта интересов и потребностей различных групп молодежи.
Статья 5. Координация деятельности по реализации государственной молодежной политики.
1. Координация деятельности органов исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики в (наименование государства) осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам молодежной политики.
2. Органы исполнительной власти, уполномоченные по решению отдельных направлений государственной политики осуществляют реализацию государственной молодежной политики в пределах своей компетенции по соответствующим их деятельности направлениям молодежной политики.
3. В целях наиболее успешной реализации государственной молодежной политики по отдельным направлениям могут создаваться межведомственные советы и комиссии при должностных лицах, органах законодательной и исполнительной власти.
Статья 6. Применение международных договоров.
Если международным договором, в котором участвует государство, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве о государственной молодежной политике, то применяются правила международного договора при условии его ратификации в установленном порядке.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ Направления
государственной молодежной политики
Статья 7. Государственная поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития.
1. Уполномоченный(ые) орган(ы) исполнительной власти по вопросам образования и воспитания совместно с иными субъектами государственной молодежной политики ежегодно или с иной периодичностью, но не реже одного раза в три года разрабатывает(ют) и утверждает(ют) Государственный план проектов и программ по молодежной политике в сфере образования, воспитания и развития по следующим направлениям:
разработка и реализация мер по поддержке и поощрению талантливых молодых граждан в области образования;
разработка и реализация целевых программ по гражданскому становлению молодежи, ее культурному и физическому развитию, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию;
формирование и реализация системы мер по повышению правовой культуры молодых граждан;
формирование и реализация мер по поддержке различных форм интеллектуального, нравственного, физического развития молодых граждан для их приобщения к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, для активизации их участия в культурной жизни общества;
поддержка и развитие различных форм воспитательной работы в специализированных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования, в подростковых и молодежных клубах по месту жительства.
2. Уполномоченный(ые) орган(ы) исполнительной власти по вопросам образования и воспитания после утверждения Государственного плана проектов и программ по направлениям, указанным в части первой настоящей статьи, разрабатывает(ют) общую смету государственного финансирования и софинансирования проектов, включенных в указанный Государственный план, и представляет(ют) указанную смету в уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам молодежной политики.
Статья 8. Содействие и поддержка молодых граждан в области охраны здоровья, профилактики опасных заболеваний.
1. Уполномоченный(ые) орган(ы) исполнительной власти по вопросам здравоохранения, социального развития, внутренних дел и обороны совместно с иными субъектами государственной молодежной политики ежегодно или с иной периодичностью, но не реже одного раза в три года разрабатывает(ют) и утверждает(ют) Государственный план проектов и программ по молодежной политике в области охраны их здоровья, в профилактике опасных заболеваний по следующим направлениям:
совершенствование мер государственной поддержки и помощи молодым гражданам, в том числе оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обеспечение здорового образа жизни молодых граждан, обеспечение безопасного материнства, профилактика заболеваний, передающихся половым путем;
активизация мер по профилактике наркомании и зависимости от наркотических средств и психотропных веществ, лечению и реабилитации молодых граждан, больных наркоманией, сохранению психического здоровья молодежи;
активизация мер по профилактической работе с молодыми гражданами группы социального риска, по предупреждению негативного поведения в молодежной среде;
развитие практики проведения спортивных соревнований, турниров молодежи по массовым видам спорта;
формирование и развитие системы учреждений социального обслуживания для молодежи, создание условий для медико-психолого-педагогической реабилитации, социальной адаптации несовершеннолетних граждан.
2. Уполномоченный(ые) орган(ы) исполнительной власти по вопросам здравоохранения, социального развития, внутренних дел и обороны после утверждения Государственного плана проектов и программ по направлениям, указанным в части первой настоящей статьи, разрабатывает(ют) общую смету государственного финансирования и софинансирования проектов, включенных в указанный Государственный план, и представляет(ют) указанную смету в уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам молодежной политики.
Статья 9. Содействие и поддержка молодых граждан в области физической культуры, спорта и формирования здорового образа жизни.
1. Уполномоченный(ые) орган(ы) исполнительной власти по вопросам здравоохранения, социального развития, внутренних дел и обороны совместно с иными субъектами государственной молодежной политики ежегодно или с иной периодичностью, но не реже одного раза в три года разрабатывает(ют) и утверждает(ют) Государственный план проектов и программ по молодежной политике в области физической культуры, спорта и формирования здорового образа жизни по следующим направлениям:
стимулирование мер по пропаганде здорового образа жизни, развитию у молодых граждан потребности и обеспечению активных занятий физической культурой и спортом;
развитие практики проведения спортивных соревнований, турниров молодежи по массовым видам спорта;
осуществление мер поддержки деятельности детских оздоровительных, образовательных учреждений, экспериментальных площадок в целях внедрения инновационных технологий и методик в области формирования здорового образа жизни, полноценного детского, молодежного, семейного отдыха, досуга, творческого развития.
2. Уполномоченный(ые) орган(ы) исполнительной власти по вопросам здравоохранения, социального развития, внутренних дел и обороны после утверждения Государственного плана проектов и программ по направлениям, указанным в части первой настоящей статьи, разрабатывает(ют) общую смету государственного финансирования и софинансирования проектов, включенных в указанный Государственный план, и представляет(ют) указанную смету в уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам молодежной политики.
Статья 10. Государственная поддержка молодых граждан в сфере культуры и искусства.
1. Уполномоченный(ые) орган(ы) исполнительной власти по вопросам культуры совместно с иными субъектами государственной молодежной политики ежегодно или с иной периодичностью, но не реже одного раза в три года разрабатывает(ют) и утверждает(ют) Государственный план проектов и программ по молодежной политике в сфере культуры по следующим направлениям:
сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, системы творческого и художественного образования, обеспечение преемственности развития национальной культуры, наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций, содействие развитию отечественной кинематографии;
обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей для жителей различных территорий страны и представителей разных социальных групп для получения доступа к культурным ценностям, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве;
формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию общества;
разработка и реализация мер по поддержке и поощрению талантливых молодых граждан в области культуры;
поощрение создания творческих мастерских, школ, объединений под художественным руководством выдающихся деятелей культуры и искусства, в том числе в форме частных пансионатов и учебных заведений;
выявление и поддержка молодых талантов, путем проведения конкурсов и фестивалей на местном, региональном и общегосударственном уровне.
2. Уполномоченный(ые) орган(ы) исполнительной власти в сфере культуры после утверждения Государственного плана проектов и программ по направлениям, указанным в части первой настоящей статьи, разрабатывет(ют) общую смету государственного софинансирования проектов, включенных в указанный государственный план, и представляет(ют) указанную смету в уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам молодежной политики.
Статья 11. Содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их трудовых прав и обязанностей.
1. Уполномоченный(ые) орган(ы) исполнительной власти по вопросам труда и социального развития совместно с иными субъектами государственной молодежной политики ежегодно или с иной периодичностью, но не реже одного раза в три года разрабатывает(ют) и утверждает(ют) Государственный план проектов и программ по молодежной политике в сфере экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их трудовых прав и обязанностей по следующим направлениям:
поддержка специализированных организаций, осуществляющих деятельность по содействию занятости, профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке молодых граждан – центров временной и сезонной занятости молодежи, молодежных бирж труда, молодежных студенческих отрядов (студенческих строительных отрядов), молодежных объединений, реализующих программы в сфере занятости и профориентации молодежи, несовершеннолетних, в сфере развития современной культуры предпринимательства, привития культуры и навыков потребительского поведения, просвещения по вопросам защиты прав потребителей;
формирование и реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда;
обеспечение финансовой поддержки мероприятий по созданию рабочих мест для молодежи, в первую очередь для лиц, не достигших возраста 21 года, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей), и молодых граждан из числа бывших военнослужащих Вооруженных Сил (наименование государства) - ветеранов боевых действий, а также молодежи, проживающей в сельской местности;
формирование государственных механизмов поддержки молодежного предпринимательства.
2. Уполномоченный(ые) орган(ы) исполнительной власти по вопросам труда и социального развития после утверждения Государственного плана проектов и программ по направлениям, указанным в части первой настоящей статьи, разрабатывает(ют) общую смету государственного софинансирования проектов, включенных в указанный Государственный план, и представляет(ют) указанную смету в уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам молодежной политики.
Статья 12. Государственная поддержка молодых семей.
1. Уполномоченный(ые) орган(ы) исполнительной власти по вопросам социального развития, поддержки материнства, детства и молодежной политики совместно с иными субъектами государственной молодежной политики ежегодно или с иной периодичностью, но не реже одного раза в три года разрабатывает(ют) и утверждает(ют) Государственный план проектов и программ по молодежной политике в сфере поддержки молодых семей по следующим направлениям:
разработка и принятие целевых программ (проектов) по государственной поддержке молодых семей, прежде всего малоимущих, по оказанию им материальной и иной помощи в решении социально-экономических, социально-бытовых проблем, обеспечению занятости молодых родителей, формированию здорового образа жизни;
организация просветительской работы с молодыми гражданами по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, воспитания и развития обеспечения детей, организации семейного и детского отдыха;
введение в практику социологических мониторингов по проблемам молодой семьи, по научно-методическому обеспечению работы с молодыми семьями;
совершенствование законодательства по вопросам поддержки молодых семей в строительстве и приобретении жилья (по осуществлению субсидирования, целевого льготного кредитования, ипотечного кредитования, по внедрению механизмов аренды государственного и муниципального жилья и других), улучшения жилищных условий для молодых малоимущих семей;
разработка и реализация мер по поддержке инициатив молодых граждан, движения молодежных жилищных комплексов, других молодежных объединений и иных организаций по строительству доступного жилья для молодежи;
формирование системы социальных служб в целях расширения сферы образовательных, медико-социальных, социально-правовых, психолого-педагогических, информационных, консультационных и других услуг молодым семьям для обеспечения охраны здоровья, образования, воспитания и развития детей, социальной защиты, социальной адаптации и реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
определение для молодых семей льгот при выделении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, предоставлении долгосрочных кредитов на строительство и приобретение жилых домов (отдельных квартир), по уплате вступительных паевых взносов в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы, обзаведению домашним хозяйством, приобретению предметов домашнего обихода длительного пользования, внесению платы за обучение (переподготовку) в учебных заведениях, действующих на коммерческой основе, и на другие цели;
нормативно-правовое обеспечение порядка выкупа государством частично или полностью кредитных обязательств молодой семьи в зависимости от числа родившихся, усыновленных, взятых под опеку, на попечительство детей;
установление льготного порядка получения молодыми семьями земли для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, а также землепользования;
разработка и осуществление государственных программ поддержки молодых семей, предусматривающих меры по решению острых бытовых проблем семьи, прежде всего в период строительства и приобретения собственного жилья, а также по расширению ассортимента оборудования (включая строительное, ремонтное, сельскохозяйственное), предметов домашнего обихода, спортивного и туристического снаряжения, предоставляемых молодым семьям по льготным ценам в порядке проката или лизинга.
2. Уполномоченный(ые) орган(ы) исполнительной власти по вопросам социального развития, поддержки материнства и детства после утверждения Государственного плана проектов и программ по направлениям, указанным в части первой настоящей статьи, разрабатывает(ют) общую смету государственного финансирования и софинансирования проектов, включенных в указанный Государственный план, и представляет(ют) указанную смету в уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам молодежной политики.
Статья 13. Государственная поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в социальном обслуживании, социальной реабилитации и адаптации.
1. Уполномоченный(ые) орган(ы) исполнительной власти по вопросам социального развития, поддержки материнства, детства и молодежной политики совместно с иными субъектами государственной молодежной политики ежегодно или с иной периодичностью, но не реже одного раза в три года разрабатывает(ют) и утверждает(ют) Государственный план проектов и программ по молодежной политике в сфере поддержки молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в социальном обслуживании, социальной реабилитации и адаптации по следующим направлениям:
разработка и реализация мер государственной поддержки молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (молодые граждане с недостатками физического и (или) психического развития; молодые граждане - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, оказавшиеся в экстремальных условиях; молодые граждане из числа беженцев и вынужденных переселенцев; молодые граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы, в том числе в воспитательных колониях, молодые граждане, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; молодые граждане, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи);
совершенствование нормативно-правовых оснований для обеспечения необходимой помощи и социально-правовой защиты молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
разработка и реализация мер по активизации социально-правовой, психолого-педагогической, информационной и консультативной помощи молодым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, по вопросам выбора направлений и форм образования, профессиональной ориентации, трудоустройства, организации предпринимательской деятельности и другие меры поддержки;
активизация мер по оказанию помощи, обеспечению медицинской, социально-психологической, социальной реабилитации и адаптации молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
совершенствование нормативно-правовых оснований поддержки общественных объединений и иных юридических и физических лиц, осуществляющих помощь и поддержку молодым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
2. Уполномоченный(ые) орган(ы) исполнительной власти по вопросам социального развития, поддержки материнства и детства после утверждения Государственного плана проектов и программ по направлениям, указанным в части первой настоящей статьи, разрабатывает(ют) общую смету государственного финансирования и софинансирования проектов, включенных в указанный Государственный план, и представляет(ют) указанную смету в уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам молодежной политики.
Статья 14. Поддержка общественно значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодежи, молодежных общественных объединений.
1. Уполномоченный(ые) орган(ы) исполнительной власти по вопросам молодежной политики совместно с иными субъектами государственной молодежной политики ежегодно или с иной периодичностью, но не реже одного раза в три года разрабатывает(ют) и утверждает(ют) Государственный план проектов и программ по молодежной политике в области поддержки общественно значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений следующим направлениям:
активизация мер по поддержке общественных инициатив молодежных и детских общественных объединений, общественно полезной деятельности молодых граждан, их общественных объединений, по созданию условий для реализации созидательной активности, потенциала молодых граждан во всех сферах общественной жизни;
улучшение научного и информационного обеспечения государственной молодежной политики;
разработка и адаптация единой методики проведения научных исследований проблем молодежи и реализации молодежной политики на федеральном и региональном уровнях;
расширение практики социологических исследований и мониторингов положения молодежи в (наименование государства), подготовка ежегодных докладов о положении молодежи и реализации молодежной политики в (наименование государства), регулярное проведение научно-практических, учебно-методических конференций, семинаров по проблемам реализации государственной молодежной политики;
проведение выборочных исследований по категориям, характеризующим качество жизни и процессы социальной интеграции молодежи;
формирование и развитие единой государственной системы информационной помощи молодежи, обеспечение деятельности информационно-аналитических, учебно-технических центров по вопросам государственной молодежной политики.
2. Уполномоченный(ые) орган(ы) исполнительной власти по вопросам молодежной политики после утверждения Государственного плана проектов и программ по направлениям, указанным в части первой настоящей статьи, разрабатывает(ют) Общую смету государственного финансирования и софинансирования проектов и программ, включенных в указанный Государственный план.
Статья 15. Государственная поддержка молодых учёных.
1. Уполномоченный(ые) орган(ы) исполнительной власти по вопросам науки и инновационной политики совместно с иными субъектами государственной молодежной политики ежегодно или с иной периодичностью, но не реже одного раза в три года разрабатывает(ют) и утверждает(ют) Государственный план проектов и программ по молодежной политике в сфере науки и инноваций по следующим направлениям:
разработать и реализовать меры по поддержке и поощрению талантливых молодых граждан в области науки и техники;
разработать и реализовать меры по развитию академической мобильности, установлению льготных квалификационных требований (в части стажа работы на соответствующих должностях) для молодых учёных в части присвоения учёных званий;
установление премии, стипендии, пособия для талантливых детей и молодежи;
поощрение создания творческих мастерских, школ, объединений под научным руководством выдающихся деятелей науки в том числе в форме частных пансионатов и учебных заведений;
участие через своих представителей в формировании попечительских советов учреждений, учебных заведений, деятельность которых направлена на поддержку и развитие одаренных детей и молодежи;
предоставление находящихся в собственности государства средств, включая средства массовой информации, издательства, выставочные и концертные залы для творческой и инновационной деятельности молодежи на договорной основе;
предоставление во временное пользование талантливой молодежи предметов и инструментов соответствующей творческой деятельности, в том числе имеющих историческое и культурное значение;
передача в пользование молодежным объединениям культурно-исторических и научно-технических объектов при гарантировании их сохранности и функциональной связи с первоначальным назначением таких объектов, а также использования этих объектов для целей развития молодого поколения.
2. Уполномоченный(ые) орган(ы) исполнительной власти по вопросам науки и инновационной политики после утверждения государственного плана проектов и программ по направлениям, указанным в части первой настоящей статьи, разрабатывает(ют) общую смету государственного финансирования и софинансирования проектов, включенных в указанный Государственный план, и представляет(ют) указанную смету в уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам молодежной политики.
Статья 16. Государственная поддержка молодых специалистов.
1. Статус молодого специалиста - совокупность прав и обязанностей, возникающих у выпускника учебного заведения со дня заключения им трудового договора и действующих в течение пяти лет.
2. Статус молодого специалиста продлевается (не более чем на три года) в следующих случаях:
призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
направление на стажировку или обучение с отрывом от производства по основному месту работы;
направление в очную аспирантуру для подготовки и защиты кандидатской диссертации на срок не более трех лет;
предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
3. Статус молодого специалиста до истечения срока его действия утрачивается в следующих случаях:
расторжение трудового договора по инициативе молодого специалиста;
расторжение трудового договора по инициативе работодателя за виновные действия молодого специалиста по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством (наименование государства);
невыполнение обязанностей молодого специалиста, установленных трудовым договором.
4. Испытательный срок молодому специалисту при приеме на работу не устанавливается.
5. Для скорейшей адаптации молодого специалиста и приобретения им профессиональных навыков организуется наставничество на срок до шести месяцев и издается приказ о закреплении молодого специалиста за наставником.
6. Молодой специалист с целью овладения знаниями, практическими навыками и умениями, необходимыми для исполнения должностных обязанностей специалиста, может проходить стажировку в качестве рабочего.
7. Молодой специалист, в случае наличия у него оснований для включения в реестр лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежит включению в льготную (внеочередную) категорию лиц.
Работодатель молодого специалиста вправе установить самостоятельную программу жилищного обеспечения молодых специалистов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом такой работодатель вправе претендовать на субсидирование указанной программы в рамках системы государственного софинансирования проектов и программ в сфере молодежной политики.
8. На молодого специалиста распространяются все требования трудового законодательства (наименование государства), правил внутреннего трудового распорядка организации и структурного подразделения организации.
9. Молодые специалисты должны руководствоваться в работе следующими основными принципами:
приложение максимума усилий для приобретения и развития профессиональных знаний и навыков;
ответственное выполнение поставленных производственных задач, соблюдение производственной и трудовой дисциплины, точность и аккуратность при исполнении порученной работы;
стремление овладеть смежными профессиями для обеспечения оптимальной организации трудового и производственного процессов;
проявление инициативы в поиске новых технических и организационных решений, направленных на повышение эффективности работы организации;
участие в развитии корпоративной культуры, умение взаимодействовать с другими работниками и руководством, решать проблемы объективно и бесконфликтно, строить взаимоотношения на основе уважения к личности, обеспечивать благоприятный климат в трудовом коллективе.
10. Уполномоченные органы исполнительной власти по вопросам труда, социального развития, экономики и промышленности совместно с иными субъектами государственной молодежной политики ежегодно или с иной периодичностью, но не реже одного раза в три года разрабатывают и утверждают Государственный план проектов и программ по молодежной политике в сфере поддержки молодых специалистов по следующим направлениям:
разработка и осуществление долгосрочных мер по обеспечению занятости выпускников профессиональных образовательных учреждений, поддержке их стабильной, полноценной трудовой деятельности;
формирование и реализация системы государственных мер по материально-технической и финансовой поддержке деятельности молодежных учебных предприятий, бизнес-инкубаторов, учебно-деловых центров, коммерческих организаций, более 75% численности работников которых составляют молодые граждане.
11. Уполномоченные органы исполнительной власти по вопросам труда, социального развития, экономики и промышленности после утверждения Государственного плана проектов и программ по направлениям, указанным в части первой настоящей статьи, готовят общую смету государственного финансирования и софинансирования проектов, включенных в указанный государственный план, и представляют указанную смету в уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам молодежной политики.
Статья 17. Государственная поддержка молодёжного предпринимательства.
1. Уполномоченный(ые) орган(ы) исполнительной власти по вопросам экономики и промышленности совместно с иными субъектами государственной молодежной политики ежегодно или с иной периодичностью, но не реже одного раза в три года разрабатывает(ют) и утверждает(ют) Государственный план проектов и программ по молодежной политике в сфере поддержки молодежного предпринимательства по следующим направлениям:
проведение конкурсов, олимпиад и фестивалей в области профессиональной и предпринимательской деятельности;
установление правового статуса молодежного, студенческого и ученического предприятия;
предоставление индивидуальным, семейным и коллективным предприятиям молодых граждан льгот по налогообложению и кредитованию, обеспечению средствами производства, помещениями, страхованию их коммерческого риска;
выдача поручительств и гарантий;
финансирование обучения основам предпринимательской деятельности и содействие в разработке учредительных документов;
освобождение молодых граждан от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
установление дотаций (субсидий) и налоговых льгот на покрытие части расходов предпринимателя в первые три года производства товаров и услуг по перечню, устанавливаемому соответствующими органами государственной власти и управления;
предоставление одноразовых субсидий для поддержки разработанных в интересах молодежи проектов и предложений, носящих новаторский характер, а также направленных на расширение возможностей самообеспечения молодежи.
2. Уполномоченный(ые) орган(ы) исполнительной власти по вопросам экономики и промышленности после утверждения Государственного плана проектов и программ по направлениям, указанным в части первой настоящей статьи, разрабатывает(ют) общую смету государственного финансирования и софинансирования проектов, включенных в указанный государственный план, и представляет(ют) указанную смету в уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам молодежной политики.