https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Внедрение информационных технологий

в образовательный процесс

А.В. Канунников


МОУ «Суховская средняя общеобразовательная школа»

Все помнят недалёкие советские времена, когда существовало мнение – учиться для того, чтобы жить. Человек, получивший какой-то определённый багаж знаний, использовал его в своей профессиональной деятельности и в быту, но сейчас, на мой взгляд, эта тенденция является устаревшей. В наши дни нужно учиться для того, чтобы учиться далее, так как что было приемлемо сегодня, завтра может быть не приемлемо и даже не верно.

А теперь введём понятие «информация». Информация – это знания. Человек может делать с информацией следующее: хранить, обрабатывать и передавать. Это основные информационные процессы. Если представить современного человека без компьютера, то сколько же он сможет сохранить, передать и обработать информации, т. е. знаний? Это всё зависит от его индивидуальных способностей (памяти, способности принимать и обрабатывать информацию).

Для более качественной работы с информационными процессами необходимы различные средства, например записная книжка, мольберт, микрокалькулятор и др., но самым совершенным средством работы с информацией является на сегодняшний день компьютер, который хранит, передаёт и обрабатывает максимальный спектр возможной информации, представляет собой детище современных цифровых технологий.

Исходя из вышеуказанного можно сказать, что компьютер – одно из лучших средств, которое помогает человеку качественно приобретать знания и их использовать. Вот почему я выбрал эту тему.

В своей работе я хочу поделиться опытом применения современных информационных технологий в образовательном процессе, что позволяет, на мой взгляд, учителю более качественно преподносить новый материал и, как следствие, иметь достаточный процент успешности и качества знаний.

Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office – 2000.


Мой опыт пользования Internet в нашей школе мне позволяет сказать:

1. Это – колоссальный источник различного рода информации (знаний), способствующий расширению информационного поля учителя. Он даёт возможность к самообразованию и приобретению различной новой информации. Как пример хочу привести полученные мной образовательные программы по информатике, прогрессивные разработки по урокам и отдельно взятым темам.

2. Это – возможность быстро и качественно обмениваться информацией между коллегами с помощью электронной почты.

Всё это имеет большое значение в работе педагога современной российской школы.

Из опыта пользования пакетом прикладных программ Microsoft.

Office – 2000:

1. Microsoft Word – это программа, предназначенная для печатания и редактирования любого текста. Что даёт мне Word? Во-первых, изготовление раздаточного материала (контрольные, самостоятельные работы, тесты и т. д.); т. е. личное задание повышает восприятие и понимание задания учащимися; во-вторых, это возможность качественно заниматься оформлением творческих работ (отчёты, проекты, рефераты и т. д.), классных комнат и школы.

2. Microsoft Excel – эта программа является самым лучшим помощником учителям образовательной области «Математика», а также тем, кто представляет информацию в виде таблиц.

3. Microsoft Access – программа, предназначенная для формирования баз данных. Эту программу я использую для ведения личных дел учащихся своего класса.

4. Microsoft Publisher – программа, предназначенная для изготовления почётных грамот, визиток, приглашений, календарей и т. д. Я использую эту программу для создания наградных документов, разработок и сценариев различных классных и общешкольных мероприятий.

5. Paint – программа для рисования.

6. Microsoft Power Point – программа, о возможностях которой я подробно расскажу в исследовательской части.

Тема «Внедрение информационных технологий в образовательный процесс», над которой я работаю, рассматривает возможности мультимедийных технологий в представлении информации учащимся на уроках.


Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.

Более 90 % информации поступает к нам через зрение и слух (Семакин И. Информатика. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001), т. е. зрение – на первом месте, слух – на втором, отсюда следует, что зрение и слух – самые эффективные каналы передачи и приёма информации (знаний). На сегодня в школе преобладают, что скрывать, лекционные (речевые) занятия и очень мало яркой, наглядной зрительной информации, что снижает эффективность получения знаний учащимися.

Вот пример: Срезы знаний в 2002/2003 учебном году, математика, теорема Виета. Учащихся 8а и 8б классов разделили по способностям на две группы в равной пропорции.

Первая группа.

Классическое представление информации (лекция, классная доска).

1. Зайцев С. удов.

2. Комарова М. хор.

3. Кривогуз И. удов.

4. Лебедев А. отл.

5. Малючков Е. неудов.

6. Солощенко М. хор.

7. Цалко Е. отл.

8. Штрек Е. отл.

9. Солощенко О. хор.

10. Завьялова Н. удов.

11. Краснов А. неудов.

12. Мусина Д. удов.

13. Оськин К. хор.

14. Прахов А. удов.

Процент успешности – 86 %

Процент качества знания – 50 %


Вторая группа.

Представление информации в виде презентации.

1. Коновалов В. удов.

2. Маталасова В. хор.

3. Стехно С. хор.

4. Швачко Ю. отл.

5. Шереш С.Б. удов.

6. Позднякова М. отл.

7. Андреева Ю. удов.

8. Дмитриенко В. хор.

9. Жеребцова О. хор.

10. Кабанец В. удов.

11. Муратова М. хор.

12. Сафонов Д. хор.

13. Охмак Я. удов.

14. Осинцева. М. хор.

Процент успешности – 100 %

Процент качества знания – 64,3 %

05.01.04 Директор школы Б.В. Лепёхин


Одной группе теорема Виета представлена в виде лекции с использованием доски, а другой – в виде презентации в компьютерном классе (компьютерная презентация прилагается). Затем были проведены срезы знаний (результаты срезов знаний прилагаются). На основе срезов был сделан вывод, что у группы, которой тема была представлена в виде презентации, был выше процент успешности и качества.

А теперь, что же такое мультимедийные технологии и компьютерные презентации?

Термин «мультимедиа» – калька с английского слова multimedia, что можно перевести как «многие среды» (от multi – много и media – среда). Мультимедийная технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации в виде числа, текста, графики, анимации, видео и звука (Угринович Н. Информационные технологии. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002).

Важнейшей особенностью мультимедиатехнологии является её интерактивность, т. е. то, что в диалоге с компьютером пользователю отводится активная роль. Графический интерфейс мультимедийных продуктов обычно содержит различные управляющие элементы (кнопки, текстовые окна и т. д.)

В последнее время создано много мультимедийных проектов, энциклопедических и обучающих. Одна из разновидностей мультимедийных продуктов – это компьютерная презентация, которая создаётся с помощью программы Power Point, – представляет собой последовательность слайдов, содержащих мультимедийные проекты: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук.

Преимущество представления информации в виде презентации над информацией в виде речи состоит в том, что при необходимости в процессе обучения учащийся может самостоятельно вернуться к той части информации, которую не усвоил, не отвлекая при этом учителя, например: с доски формула стерта, и если ученик её не успел записать, то учителю придётся прервать рассказ и вернуться опять к формуле. И напротив, комментируя материал, который находится на слайдах, учитель может более подробнее остановиться на определённых моментах. А ученик, используя управляющие кнопки, может самостоятельно вернуться к нужной информации, также он сможет не только прочитать или увидеть, но и прослушать с помощью наушников записанные учителем комментарии. Наиболее важную информацию на слайде можно санимировать. Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание учащегося, и он, в свою очередь, на анимированной информации заострит своё внимание. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала. А если учащийся сам участвовал в процессе создания презентации, то это, я считаю, только удваивает эффект приобретения новых знаний. У нас в школе учащимися 11 класса были созданы и опробованы презентации на уроках по английскому языку, химии, механизации. Это ещё раз укрепило моё мнение в необходимости более масштабного внедрения информационных технологий в образовательный процесс.