girniy.ru 1
Аннотация рабочей программы дисциплины


Б1.В.ОД.13 Орнитология

Направление подготовки 06.03.01 «Биология»


Цели и задачи изучения дисциплины (модуля)

Цель: Изучить основы орнитологии как раздела зоологии изучающего птиц (представителей класса Aves). Формирование у учащихся системы орнитологических знаний, практико-ориентированных учебных умений по изучению птиц, воспитание активной жизненной позиции в отношении оценки значимости птиц и их охраны.

Задачи:

- выявление морфологических функциональных и экологических адаптаций в пределах вышеуказанного класса;

- изучение периодических явлений (размножение, линька, миграции) жизни птиц и их регуляции:

- знакомство студентов с видовым составом орнитофауны региона, а также с видами птиц, занесенными в Красные книги РФ и региона;

- обсуждение вопросов, связанных с охраной и практическим значением птиц.

Требования к результатам освоения дисциплины (модуля):

Процесс изучения дисциплины «Орнитология» направлен на формирование следующих компетенций:

СПК-1: знание принципов систематики позвоночных животных и особенности их строения, экологии, поведения, культивирования и добычи;

СПК-2: понимание принципов строения и функционирования экосистем, места и роли в них позвоночных животных;

СПК-3: представление закономерностей и особенностей распространения животных;

Знать:

- морфолого-биологические и экологические особенности птиц ;

- видовой состав орнитофауны региона, а также виды птиц, занесенные в Красные книги РФ и Иркутской области;

- вопросы, связанные с охраной и практическим значением птиц.

Уметь:

- применять полученные знания для освоения общих профессиональных дисциплин и решения профессиональных задач;


- иметь представление о важнейших научных проблемах в области орнитологии и связанных с ней других областях науки и практики; научных направлениях и основных тенденциях развития отечественной и зарубежной орнитологии;

- уметь связать особенности внешнего и внутреннего строения конкретной таксономической группы с образом жизни (средой обитания, характером локомоции, размножения, питания и пр.); анализировать и синтезировать материалы информационных ресурсов.

Владеть: основами знаний, методами орнитологических исследований и навыками необходимыми для решения как теоретических и практических задач в области орнитологии

Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы:

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

7

-

-

-

Аудиторные занятия (всего)

75/2,14

75/2,14

-

-

-

В том числе:
















Лекции

36/1


36/1

-

-

-

Практические занятия (ПЗ)

36/1

36/1

-

-

-

Семинары (С)

-

-

-

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

-

-

-

КСР

3/0,08

3/0,08

-

-

-

Самостоятельная работа (всего)

42/1,16

42/1,16










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)

-

-

-

-

-


Расчетно-графические работы

-

-

-

-

-

Реферат

22/0,61

22/0,61

-

-

-

Другие виды самостоятельной работы
















Письменные работы

20/0,55

20/0,55

-

-

-

Вид промежуточной аттестации (экзамен)

27/0,75

27/0,75

-

-

-

Контактная работа (всего)

79

79










Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

144

144

-

-

-


4

4

-

-

-


Краткая характеристика содержания учебной дисциплины:

Орнитология как наука:Особое место орнитологии в системе биологических наук ее основные направления, пограничные области, решаемые задачи. Характеристика класса птиц: Общая характеристика класса птиц. Происхождение и эволюция птиц. Филогенетические отношения в классе птиц. Адаптивная радиация в классе птиц. Идиоадаптации. Конвергенция. Экологические группы птиц. Географическое распространение и численность птиц. Эколого-физиологические особенности птиц: Особенности движения. Особенности питания и энергетики. Особенности водно-солевого обмена птиц. Особенности терморегуляции птиц.. Периодические явления в жизни птиц: Размножение и развитие. Линька птиц. Миграции птиц. Суточные ритмы. Прикладная орнитология: Практическое значение птиц. Деятельность человека по охране птиц. Частная орнитология:

Форма промежуточной аттестации: экзамен

Разработчик: к.б.н., .доцент кафедры Зоологии позвоночных и экологии А.Л. Юрьев