girniy.ru 1


Министерство образования Республики Башкортостан

муниципальное образовательное бюджетное учреждение

администрации городского округа г. Нефтекамск

средняя общеобразовательная школа №12


РЕФЕРАТ ПО ТЕХНОЛОГИИ НА ТЕМУ: «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. ИЗОНИТЬ»


Реферат подготовили:

обучающийся 8б класса МОБУ СОШ №12

Тюрин Алексей

обучающаяся 7в класса МОБУ СОШ №12

Талипова Халима

Руководители:

учитель технологии МОБУ СОШ №12,

педагог дополнительного образования

Камалова К.Ф.

учитель технологии МОБУ СОШ №12,

педагог дополнительного образования

Габова Е.Н.


г. Нефтекамск

2011г.

Содержание


1. Титульный лист стр. 1

2. Содержание стр. 2

3. Введение стр. 3

4. Основная часть стр. 5

4.1. Изонить стр. 5

4.2 История изонити стр. 5

4.2.История сегодня стр. 5

4.3. Основные приемы и инструменты стр. 6

4.3.1. Заполнение угла стр. 7

4.3.2. Заполнение окружности стр. 8

4.3.3. Заполнение различных фигур стр. 9

4.3.4. Заполнение дуги стр. 10

4.3.5. Заполнение спирали стр. 10

4.3.6. Неполное заполнение овала стр. 11

4.4. О цвете стр. 11

4.5. Разнообразие изонити стр. 12

4.6. Изонить на дисках стр. 13

4.7. Применение программы Korel Draw стр. 13

4.8. Применение программы КОМПАС стр. 14

4.9 Изонить в декоре одежды стр. 15

4.10. Изонить в интерьере стр. 15

4.11. Советы стр. 15

5. Заключительная часть стр. 16


6. Литература стр. 17


ВВЕДЕНИЕ

На уроках технологии девочки занимаются в своем кабинете, а мальчики у себя в мастерской. Но нас объединила любовь к декоративно-прикладному искусству. «Изонить» – рисунок нитью, нитяная графика, ниткография - вот несколько названий этого вида искусства. Изонить – это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определённом порядке на твёрдой основе.

Изонить нравится и мальчикам, и девочкам. Девочки вышивают цветы и попугаев, мальчики – космические ракеты и, конечно же, машины. Работы мальчиков и девочек отличаются не только тематикой рисунков, но и техникой выполнения.

Мы заинтересовались изонитью, она привлекла нас простотой исполнения и оригинальностью. Понравилось то, что техника изонити не требует дорогостоящих материалов - только цветные яркие нити, проволока и твердая подложка.

Нам захотелось больше узнать об этом творчестве, поэтому мы начали заниматься дополнительно в кружке. На уроках и занятиях в кружке мы узнали о том, что этот вид искусства позволяет создавать картины, панно, открытки, закладки, обложки для книг и учебников и другие изделия из ниток и проволоки на твёрдой основе (картон, доска, ДСП, диски и многое другое), где нить или проволоку натягивают в определённой последовательности.

По заданию руководителей мы подбирали рисунки, схемы для выполнения практических работ и увидели, что эту технику можно применить и использовать так же и в дизайне интерьера.

В книгах и в интернете достаточно много материала об изонити. Нам хотелось больше узнать об этом замечательном виде искусства. И мы решили объединить все известные способы выполнения работ в зависимости от материала основы. Наш реферат – это попытка рассказать обо всех разновидностях изонити и показать, какие работы мы уже умеем выполнять.

Увлеченье изонитью нас объединило и нашей целью стало:

- попытаться собрать как можно больше материала об этом виде декоративно-прикладного творчества;


- придумать новые варианты графических рисунков и составить новые композиции и орнаменты;

- расширить возможности творчества, путем перехода от простого к сложному. Мы уже многое умеем, но еще большему предстоит научиться.

Для достижения цели нам необходимо провести исследование о возможностях применения техники «изонить» при изготовлении работ, совершенствовать навыки практической работы в технике «изонить».

Знакомство с техникой изонить мы начинали с публикаций в журнале «Школа и производство» и методических разработок руководителей. При изготовлении первых работ мы использовали композиции и орнаменты, предложенные в книге «Волшебная нить» Лилии Бурундуковой. Также нами были использованы статьи и материалы, напечатанные в книге минского профессора Г.А. Браницкого «Картины из цветных ниток и гвоздей» и книге Нагибиной М.И. «Чудеса из ткани своими руками».

Сейчас этим искусством занимаются во многих странах мира (Англия, США, Дания, Австралия и др.). Анализируя доступную информацию в Интернете, мы узнали, что по этому виду рукоделия издается множество книг, существуют пошаговые инструкции и альбомы идей.

Наиболее часто издаваемые и переводимые на разные языки книги Эрики Фортгенс. Она имеет свою торговую марку и выпускает все материалы и инструменты для вышивки на бумаге: подкладочный коврик, прокалыватели точек, фотокопии рисунков, медные многоразовые шаблоны рисунков и различную бумагу. В своих работах Эрика Фортгенс использует дополнительно аппликацию элементов оригами, бисер и метод «мокрой чеканки» на бумаге, предлагая идеи по изготовлению открыток, закладок и рамок для фотографий.

В Америке с ниточным дизайном знакомят обучающихся в некоторых школах. Ряд оригинальных работ можно увидеть в музеях. Картины можно купить в магазинах, как в готовом виде, так и в виде наборов типа "сделай сам".

В Швейцарии, например, можно купить изящные открытки (выполненные на плотной бумаге шелковыми нитками) на благотворительных распродажах при монастырях.



Искусство заключается в том,

чтобы найти необыкновенное в

обыкновенном и обыкновенное

в необыкновенном.


Дидро Д.


Изонить


Изонить - очень интересная и увлекательная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Техника изонити не требует дорогостоящих материалов - только цветные яркие нити и твердую основу.

На первый взгляд кажется, что техника ниточного дизайна сложна и ее освоение требует невероятных усилий. В действительности все значительно проще. Мы уверены, что это рукоделие сможет освоить любой человек, а после этого придумывать и создавать любопытные композиции.

Термин «ниточный дизайн» (нитяная графика или изонить) используется в России, в англоязычных странах используется словосочетание «embroidery on paper» - вышивка на бумаге или Form-A-Lines - формы из линий, то же самое, но по-французски - broderie sur papier. В немецкоязычных странах - термин «pickpoints». Термины даём для того, чтобы лучше было искать в сети, используя и иностранные ресурсы.


История изонити


Истоки этого творчества пошли от мастеров Англии. Они работали следующим лбразом: в плоскую деревянную доску забивали гвозди, на которые потом в определённой последовательности натягивали нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. (Возникла версия, что эти работы были своего рода эскизами для узоров на ткани). В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилищ, предметов быта, для оформления интерьера, для изготовления подарков и сувениров.


Изонить сегодня

В наше время чаще используется бархатная бумага – у нее готовый цветовой фон и фактура. Так же используют и цветной картон и наждачную бумагу. Наждачная бумага обладает достаточной плотностью, не стягивается нитью при натяжении. Кроме того, наждачная бумага имеет очень благородную цветовую гамму. Особенно эффектно смотрятся работы, если цвета нитей подобрать по контрасту к основе. Нити можно использовать разные: простые катушечные, шерстяные и шёлковые, гарус и мулине, люрекс, ирис и т. д. На подарочных, поздравительных сувенирах будут великолепно смотреться золотые и серебряные нити.


Современные расходные материалы позволяют получать очень красивые и эффектные изделия. Работы можно выполнять не только на новых материалах, но и на бросовых. Это компакт диски, пластмассовые походные тарелки и многое другое, на что способна фантазия человека.

Интерес к нитяной графике то появлялся, то исчезал. Один из пиков популярности был в конце ХIХ века. Издавались книги по рукоделию, в которых описывался необычный способ вышивки на бумаге, простой и легкий, доступный даже маленьким детям. В работе использовались перфорированные карты (готовые шаблоны) и прием заполнения угла, стежки «крест», «стебельчатый» (для вышивания кривых). Используя минимум средств, любой человек (а главное дети) смог бы изготовить причудливые сувениры к праздникам.

Картины из ниток оригинальны, красивы и эффективны. Они вызывают восторг и удивление. В разное время дня и с разных мест картины воспринимаются и смотрятся совершенно по-разному. В этом состоит одна из существенных особенностей, обусловленная своеобразным характером поглощения, отражения и рассеяния света блестящими нитками, местами пересечения ниток и фоном, на котором они сделаны. Это следует иметь в виду при выборе места, где будет висеть картина.

В случае, когда работу выполняют на доске нитки при изготовлении картин заменяют на тонкую лучше серебристую проволоку. Это придаёт работе и творчеству новизну. В упрощённой версии данная техника выполняется как вышивка по картону и носит название хордовой вышивки, или ниткографии. Такие картины весьма эффектны, вызывают восторг и удивление. Создание панно выполненных в этой технике становятся в последние годы все более популярным занятием. Освоив технику и имея желание, рисунок на картине можно дополнить вышивкой бисером или аппликацией из ткани. Но начинать рекомендуется все-таки с ниток. Это облегчает последующую работу.

Продолжателем традиций народных мастеров Англии является доктор химических наук, профессор, декан химического факультета Белорусского государственного университета – ГЕННАДИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРАНИЦКИЙ


Картины, выполненные в технике ниточного дизайна, он называет живыми. Их отличительная особенность в том, что они не написаны кистью художника, а сделаны из декоративных гвоздей, переплетенных яркими цветными шелковыми нитками.

При внимательном рассмотрении таких картин в разное время дня при различном освещении и с разного расстояния они зрительно воспринимаются по – разному из-за изменяющихся условий отражения света от шляпок гвоздей и ниток. И всякий раз по-новому привлекают к себе внимание неповторимой цветовой гаммой.

У Геннадия Алексеевича есть замечательные картины «Солнечный ангел», « Парус любви», «Белорусский мотив» и многие другие. Об этом интересном человеке мы прочитали в журнале «Наука и жизнь» №12 за 2004 год.


Основные приёмы и инструменты


Техника выполнения изонити проста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема:

- заполнение угла; - заполнение окружности.

и дополнительно заполнение дуги, овала, спирали.

Для работы необходимо иметь следующие инструменты: 1. карандаш - остро заточенный, ТМ (для эскизов пригодятся цветные карандаши); 2. линейка - ровная, гладкая, длиной не менее 30-40см, с четко выделенными делениями (хорошо использовать прозрачную линейку, с яркой черной разметкой), разметка должна быть в сантиметрах, а не в дюймах;

3 циркуль - нужен для изучения принципа заполнения окружности, лучше сразу приучить использовать хороший инструмент, так как циркуль пригодится для работы в будущем;

4. шаблоны (на первом этапе изготавливаются учителем) и трафареты (готовые изображения различных геометрических фигур: многоугольников, окружностей, овалов, эллипсов и др.);

5. иглы с большим ушком (номер иглы зависит от толщины картона и ниток, а также расстояния между точками);

- шило (будет оставлять большие дырки) или булавка с головкой на конце для прокалывания точек;

6. гвозди (мебельные, декоративные, обычные)


7. молоток

8. подкладка из плотного материала, чтобы во время прокалывания не портить поверхность стола (можно прокалывать на весу, немного приподнимая картон и соизмеряя силу прокалывания);

9. ножницы;

10.транспортир;

Техника изонити - заполнение угла




Расскажем о технике заполнения угла:

  1. Чертим угол.

  2. Каждую сторону угла необходимо разбить на равные отрезки. Количество отрезков на сторонах угла должно быть равно.

  3. Делаем проколы во всех точках кроме 27.

  4. С изнанки нить вводится в точку 1 и опускается в точку 26

  5. Далее нить проводится из точки 26 в точку 25

И далее 25 -> 2, 2 -> 3, 3 -> 24 и так далее. Обратите внимание, что в точке 27 отверстие не делается.

Угол может быть любым: прямым, острым, тупым (рис. 1). Прошивание любого угла ведут от края к вершине, на другой стороне – от вершины угла к краю (на схемах направление перемещения к местам проколов показано стрелками).

Если угол неравносторонний, то количество мест проколов всё равно должно быть одинаковым на обеих сторонах угла.

Техника изонити – заполнение окружности


Заполнение окружности выполняется тоже по правилу заполнения угла. Надо лишь помнить, что выполнение работы имеет зеркальное отображение. Заполнение окружности на изнаночной стороне выполняем по часовой стрелке, на лицевой будет против часовой стрелки. С окружностью можно экспериментировать. Комбинация их в различных вариантах и создает то, что называется искусством.



Расскажем о технике заполнения окружности:
  1. Вначале окружность нужно поделить на четное количество равных частей;


  2. Затем выбираем любую хорду окружности. Например, 9-24;

  3. Далее с изнанки игла с нитью вставляется в точку 9 и проводится в точку 24;

  4. Далее из 24 в 1;

  5. 1 -> 10;

  6. 10 ->11.

И далее аналогично. Обращаем внимание, что хорда должна сделать 2 круга.


Заполнение различных фигур


Чтобы лучше понять технологию заполнения геометрических фигур рассмотрим заполнение фигуры «бантик» и «лесенка».

Для изделий со сложной структурой можно использовать фигуры, образующиеся при неполном прошивании окружностей и овалов (например, лепестки цветка).








Для составления композиций недостаточно только углов и окружностей, поэтому нужно научиться прошивать другие фигуры, которые наиболее часто встречаются в работах. Овалы, спирали, завитки и дуги заполняются по тем же правилам, что и окружности.

Для усиления декоративного эффекта окружность или замкнутый контур можно прошить в несколько этапов, выбирая каждый раз хорду (стежок) разной длины. На схеме этапы прошивания обозначаются римскими цифрами.








Для того чтобы избежать слишком прямолинейной формы элемента или избавиться от линий, ограничивающих фигуру по периметру, первый стежок (от точки 1 до точки 2) укладывается со сдвигом на одну точку вперёд от вершины угла.


Заполнение дуги

Длина стежков, которыми прошивается дуга, должна быть меньше половины дуги. Чем меньше длина стежка, тем тоньше изображение дуги.






Запол
нение спирали


Работа начинается с начальной точки завитка, длина стежка выбирается от 3-х до 5-ти проколов. Заполнение спирали производится путем продвижения к конечной точке всё время в одном направлении.





Неполное заполнение овала (лепесток).


Работа начинается с острого конца элемента, там же и заканчивается вышивка. Расстояние между двумя точками лучше выбирать одинаковыми линиями, касательной нижней части лепестка.





Когда надо заполнить фигуру веером из одной точки (например, лепестки, бутоны, цветы), применяют прием
заполнения треугольникам”.





О цвете


Создание тоновой изонити – это, пожалуй, самая высокая ступень в искусстве ниточного дизайна. Рисунок изонити должен быть грамотно составлен, соответствовать назначению будущего изделия, технике его исполнения, сочетаться с фоном и окружающей средой. Нужно, чтобы его детали были правильно и красиво размещены, а подобранные цвета ниток передавали объемность изображенных предметов.

Все многообразие цветов и цветовых оттенков в природе можно разделить на две группы: тёплые (к ним относятся все тона жёлтого, оранжевого и красного) и холодные (к ним относятся все оттенки голубого, фиолетового и зелёного). Гармоничное сочетание часто заключается в уравновешивании тёплых и холодных тонов.

Тёплые цвета воспринимаются глазом как приближающиеся, то есть выступающие вперёд, а холодные – как отступающие назад, то есть удаляющиеся. Пользуясь этим свойством цветов, можно усилить рельефность деталей изонити, сделать узор более чётким, передать объёмность форм. Фон для нитяной графики следует брать отступающий, а для рисунка изонити предпочтительно использовать выступающие тона.


Существуют ещё такие понятия, как лёгкость и тяжесть цвета. Тяжёлыми цветами чаще всего бывают тёмные, насыщенные, тёплые; лёгкими – светлые, холодные, воспринимающиеся как воздушные.

Правила композиции требуют, чтобы нижняя часть рисунка была тяжелее верхней. В изонити должна быть выдержана закономерность соотношения цветовых частей и общее равновесие цвета – цветовая гармония. Общее равновесие цвета достигается таким соотношением всех цветов и тонов, которое подчиняется общему (среднему) тону. В многоцветных узорах хорошо сочетаются такие цвета, как - красный – с жёлтым, серым, коричневым, бежевым и оранжевым; - зелёный – с жёлтым и темно-жёлтым, лимонным, кремовым, оранжевым и коричневым; - фиолетовый – с сиреневым, розовым, жёлтым, белым; - коричневый – со всеми оттенками жёлтого, зелёным, красным, оранжевым, сиреневым и серебристо-белым.

Однако следует помнить, что узор рисунка лучше смотрится не тогда, когда абсолютно всё пространство заполнено нитками, а когда между натянутыми нитками просматривается фон.

Опыт показывает, что жёлтый цвет в картине на темном фоне воспринимается как весёлый и бодрящий; белый – гигиеничен, но относится к числу холодных; красный и оранжевый – очень живые, теплые; зелёный и голубой, хотя и относятся к числу холодных, весьма приятны для восприятия; коричневый – спокойный, но скучный.

Картина смотрится эффектнее, если в ней есть доминирующий цвет: тёплый или холодный, светлый или темный или их разумное сочетание.

Красный, жёлтый и оранжевый цвета считаются праздничными, по-видимому, не случайно. Давно замечено, что красный цвет увеличивает активность и скорость реакции человека: увеличивается давление и частота дыхания. Влияние оранжевого несколько мягче. Восприятие чёрного цвета обратное: пульс, давление и дыхание замедляются. Синий цвет снижает скорость реакции, пульс, давление, частоту дыхания. У зеленого цвета аналогичные отрицательные показатели меньше.


Есть доказательства, что цвета могут влиять на темперамент человека. Под действием холодных сине-зелёных оттенков холерик может стать почти флегматиком, а флегматика можно «разогреть» теплым красным цветом.

Принимая во внимание сказанное, есть основание считать, что сделанная картина может каким-либо образом влиять на настроение тех, кто проявит к ней интерес.

ИСТОЧНИК: Журнал "Ксюша. Для любителей рукоделия. Умелые ручки"


Разнообразие изонити


Творчество изонить, как и другие виды декоративно-прикладного искусства имеет тесную связь с жизнью человека, с повседневным бытом. Это творчество распространилось в России и тесно связано с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. На данный момент пользуются большим спросом изделия эксклюзивные, оригинальные и неповторимые, выполненные индивидуально вручную, украшающие интерьер жилища.


Изонить на дисках


У каждого из нас накопилось огромное количество компакт дисков, и мы ищем куда бы их применить. В Интернете есть очень много примеров их применения в технике изонить. В объединении кружка мы попробовали освоить эту работу. Начали с простого рисунка, заполнение окружности, а затем составляли композиции и воплощали их в жизнь. Такими дисками мы украшали новогоднюю ёлку, стены в своих комнатах, дарили друзьям и родственникам. Диск имеет зеркальную поверхность и дополнительно можно украсить бисером, бусами, декоративными цветами. Теперь мы гордимся своими работами, которые выставляются на различных выставках и нас награждают грамотами.

Для выполнения работы на дисках или тарелках, в начале составляют схему рисунка или чертят сам рисунок на тетрадном листе в клеточку. Можно составить целую композицию. Затем рисунок приклеивают или прикрепляют скотчем на изнаночную сторону. Отверстия в дисках можно просверлить дрелью, или на станке сверлом 1мм., при толстой нитке - 2мм. Можно проткнуть или проколоть отверстия раскаленной иглой, шилом.


Предлагаем несколько схем отверстий для работ. Первые работы мы изготавливали по готовым схемам которые брали у руководителей. Но думаем, простор для творчества и фантазии огромен и придумать свой узор не составит ни какого труда.


Применение программы Corel Draw при создании композиций


В интернете можно много найти схем, но в основном это открытки, рисунки, сканы. Они не очень удобные для распечатки. Мы научились работать в программе Corel Draw, рисуем схемы, чтобы получилось ровно, чисто и красиво.








Применение программы КОМПАС при создании композиций


Для построения геометрических фигур и их разделения, мы на уроке использовали программу КОМПАС.





Изонить в декоре одежды


В технике изонить можно выполнить и украшения. Получаются очень красивые и оригинальные изделия. Все девочки любят украшать себя всевозможными подвесками. А если это изделие выполнено своими руками, то оно ещё дороже. Придумать такое украшение зная технологию выполнения очень просто, нужно немного усидчивости и фантазии.

Для выполнения украшения требуется рамка, которую изготавливаем из плотного картона. Край картона оформляем угловым узором, вырезаем и нити или проволоку зацепляем за углы. Затем картон убираем, а подвеску накрахмаливаем и соединяем между собой.


Изонить в интерьере.


Красиво выглядит изонить в интерьере. Единственное условие – требуется пространство. Можно оформить часть офисной стены. Красиво и оригинально будет смотреться холле, террасе.

В основном интерьер украшают различными панно, картинами. Мы нашли единственную работу которая выполнена на стене. Надеемся, что и нам посчастливится сделать подобное.


Несколько советов:

-при выборе материалов следует учесть соотношение толщины основы и ниток (слишком толстый картон будет рвать нитки, а тонкий – будет рваться от ниток )

-нитки сильно не затягивать, а то основа может выгнуться и при приклейке порвется

- нитки лучше брать не сильно длинные, т.к. с длинной ниткой трудно работать и она быстро "обмахрится"

- если при вышивке случайно порвалась основа, то её можно подклеить не большим кусочком скотча.


Заключительная часть


В данном реферате мы совместно показали какие изумительные изделия можно выполнить, как на картоне, так и на доске, диске, стене. Мы постарались собрать все разновидности декоративно-прикладного творчества изонить, которые встречали до сих пор. В процессе работы с разнообразными материалами, как по волшебству, появляются новые художественные образы, который вы видите на фотографиях.

Занятия изонитью направлено на развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей; создание условий для самореализации человека в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Это творчество даёт возможность познакомиться с профессиями вышивальщицы, художника-дизайнера, оформителя. Изучая творчество изонить, мы знакомились с творчеством народных умельцев нашего края. Занятия таким творчеством продолжает формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм, а также даёт возможность приобретения навыков учебно-исследовательской работы.

Именно так человек придумывает новые вещи, которыми другие люди пользуются с большим удовольствием. То, чем мы сегодня занимаемся, называется творческим проектированием. Попробуйте дома самостоятельно спроектировать что-то красивое и полезное, то, чем вы сможете порадовать своих близких и друзей. Вы можете привлечь для совместной деятельности своих братьев и сестер, пап, мам, бабушек и дедушек. Чем больше людей применяют свои знания, тем интереснее получается результат.


Это может быть красивая новогодняя композиция из цветов; или поздравительная открытка, выполненная разными способами; а может быть, это будет необычный образ новогодней игрушки с изображением зверей. Используйте для этого любой материал, который попадется вам в доме. И тогда вы сможете почувствовать себя настоящими волшебниками! Мы ими стали.


Литература


1. Горбачёва Т. А. Единство учебной, внеурочной и внешкольной работы – основа реализации права каждого ребенка на творческое развитие. // “Классный руководитель” № 6, 2002.

2. Гусарова Н. Н. Техника изонить для дошкольников. Методическое пособие. – СПб.: “Детство – Пресс”, 2000.

3. Иванова Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.

4. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. – М.: Легпромбытиздат, 1993.

5. Горбачёва Т. А. Единство учебной, внеурочной и внешкольной работы – основа реализации права каждого ребенка на творческое развитие. // “Классный руководитель” № 6, 2002.

6. Гусарова Н. Н. Техника изонить для дошкольников. Методическое пособие. – СПб.: “Детство – Пресс”, 2000.

7. Иванова Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.

Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. – М.: Легпромбытиздат, 1993.ы, а по изнаночной – нить повторяет линию окружности.


  • Н.Н. Писларь. Изонить: маленькие «шедевры». НМЖ «Школа и производство»№2. – М./ «Школа-Пресс»,2008.

  • Изонить(Текст).- http://klk.pp.ru/2007/08/14/izonit.html.

  • http://images.yandex.ru