Исследовательский проект по теме:
«Фразеологизмы в русской речи»
Еремина Яна, ученица 3Б класса
Участница II Школьной НПК «Шаг в будущее»
и регионального конкурса «Я – исследователь»
Учитель: Е.А. Белоусова
Основополагающий вопрос:
Зачем нужны фразеологизмы в русской речи?
Объект исследования:
Фразеологизмы
Участники проекта:
Ерёмина Яна ученица 3 класса Б, библиотекари (школьной и центральной детской библиотеки), учителя, родители, ученики.
Предмет исследования:
Фразеологизмы.
Цели исследования:
Фразеологизмов в русской речи;
Развитие навыков;
Самостоятельного исследования проблемы;
Умение работать с другими источниками, с людьми;
Воспитание трудолюбия.
Задачи исследования:
Развивать творческие способности, речь;
-
Формировать навыки исследовательской деятельности;
Научиться самостоятельно , работать с различной литературой и словарями;
Подготовить презентацию.
Методы:
Беседа с родителями;
Анкетирование;
Опрос учеников.
Гипотеза:
Я предполагаю, что фразеологизм делают нашу речь яркой,
образной, красочной.
Введение
Фразеологизмы в русском языке в нашей повседневной речи употребляются сплошь и рядом. Порой мы даже не замечаем, что произносим эти устойчивые выражения - насколько они привычны и удобны. Можно произнести целую тираду, что-нибудь вроде « мы занимаемся бессмысленным и малоэффективным делом. Силы затрачиваем большие, а результат будет ничтожным. А можно обронить короткое - артель «Напрасный труд»,- и всем все станет понятно.
Впрочем, фразеологизмы бывают и длиннее. «Не видно ни зги» - это тоже самое, что темно. Однако, фразеологизм энергичнее, эмоциональнее, то есть, прибегая к нему человек помимо прочего, сообщает еще и о своем отношении к событию, предмету или собеседнику.
Фразеологизмы подразделяют на разные группы, которые характеризуют человека: его действия, его характер, его психологическое состояние.
По характеристике:
Характеризующие действие человека на основе его взаимоотношение и взаимосвязи с окружающей средой, коллективом:
1.Ходить стоять на задних лапах - «угодничать, прислуживаться»;
2.Мылит голову (кому) - «сильно бранить. Распекать кого-либо».
Характеризующие манеру речевого общения:
1.Точить лясы, балясы - «заниматься пустой болтовней»
2.Вертеть, крутить вола - «говорить, болтать ерунду».
Характеризующие отношения человека к работе и делу:
1.Засучить рукава - усердно, старательно, энергично, делать что –либо.
2.Бить баклуши – праздно проводить время, бездельничать.
Характеризующие психическое состояние человека, которое проявляется внешне, в его манере поведения:
1.Надувать губы - сердиться, обижаться, делая недовольное лицо.
2.Как осиновый лист дрожит, трясётся, обычно от волнения, страха).
О фразеологизмах можно говорить много. Теория фразеологизмов заложена была в начале ХХ века. В России эту теорию стал развивать и написал ряд интересных работ Виктор Владимирович Виноградов. Просмотрев информацию по классификации фразеологизме я выделала основные группы:
Фразеологизмы русского происхождения;
Заимствованные фразеологизмы.
Таким образом,
узнав о фразеологизмах, которые существуют в русской речи, я решила познакомить ребят с фразеологизмами на классном часе. Для этого посовещавшись, мы спланировали с ребятами разделиться на три группы. Опросить родителей, учеников, посетить библиотеку, провести анкетирование.
Планирование:
Первая группа – опрос одноклассников. Знают ли они, что такое фразеологизмы?
Вторая группа – беседа с родителями. Что такое фразеологизмы?
Третья группа – посещение библиотеки.
Опрос одноклассников:
Первая группа обратилась к одноклассникам с вопросом «Что такое фразеологизмы?».
Опросив одноклассников, Яна пришла к выводу, что знают- 50%, не знают- 30%, употребляют в речи, но не знают что это фразеологизмы- 20%.
Беседа с родителями:
Побеседовав с родителями, Сережа пришел к выводу, что родители употребляют в речи фразеологизмы издавна, не зная, что это фразеологизмы. Употребляются в значении мало. На один зуб. С гулькин нос. В значении молчания. Держи язык за зубами. В значении не слышать. В одно ухо влетело, в другое вылетело. Ворон считать.
Посещение библиотеки:
Группа ребят посетила библиотеку, побеседовав с работником детской библиотеки, пришли к выводу, что дети часто обращаются в библиотеку, так как необходимы знания фразеологизмов на уроках литературы и русского языка.
Вывод:
Изучив результаты исследования, группа ребят пришли к выводу: что фразеологизмы широко употребляются в жизни, обогащают нашу речь, делают её яркой, эмоциональной, красочной.
Устойчивые словосочетания называются фразеологизмами.
Литература
Интернет.
Словарь фразеологизмов. М , 1985 г.
-
Т.В.Зуева Русский фольклор Издательство Просвещение, 2002 г.