Открытый урок русского языка
в 5 классе компенсирующего обучения по специальной программе для детей с задержкой психического развития.
Тема: «Омонимы»
Цель: развитие речи учащихся, расширение
словарного запаса.
Составитель: Н.И.Черняева,
Учитель русского языка и литературы,
I квалификационной категории.
1. Постановка целей и задач урока.
Сегодня на уроке мы с вами
повторим тему «Однозначные и многозначные слова;
познакомимся с новой лексической группой слов;
-
научимся распознавать их в речи;
потренируемся в составлении словосочетаний и предложений с изученными словами.
2. Повторение темы «Многозначные и однозначные слова».
- расскажите о многозначных и однозначных словах, используя таблицы
|
слов
|
1
|
|
|
предметов
|
3
|
|
|
лексических значений
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
слов
|
1
|
предметов
|
1
|
лексических значений
|
1
|
Кнопка Олень
- запишите число, классная работа и разделите шесть строчек пополам. Левую колонку обозначьте буквой «М», правую - «О». Распределите по колонкам слова.
Учащиеся по одному выходят к доске и записывают слова с комментариями или двое записывают каждый в свою колонку.
м
|
О
|
Игла
|
Грач
|
Кнопка
|
Гантель
|
Шляпка
|
Олень
|
Полотно
|
Айсберг
|
Гребень
|
|
- составьте предложение с однозначными словами и разберите по членам предложения:
Огромные айсберги плавают по Северному Ледовитому океану. (Подсказка на столе: таблица «Члены предложения» ).
Итак, какие предметы,
признаки, действия обозначают многозначные слова? (В чем-то сходные между собой. И в этом их главная особенность)
3. Новый материал.
- На доске лексические значения слов. Определить само слово.
Сосновый лес, растущий на сухом возвышенном месте. (БОР)
Стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле. (БОР)
Можно ли назвать слово «бор» многозначным? Почему? (Это слово не многозначное и неоднозначное).
Выясним, что же это за слова, ответив на вопросы:
Сколько лексических значений мы видим на доске? (два)
Сколько слов, определяющих эти лексические значения, видим? (два)
Какой частью речи являются эти два слова? (эти слова одной и той же части речи - существительное)
Одинаковы ли они по звучанию? (да)
По написанию? (да)
Одинаковые, похожие ли предметы эти слова обозначают? (абсолютно разные)
Для доказательства составим предложения, ответив на вопросы. Запишем предложения
на доске и в тетрадях, отступив от предыдущей работы три строчки.
На доске плакаты:
Где водятся Что использует
глухари? зубной врач в
(в реке, в поле, в работе?
бору) (молоток, отвертку, бор)
Полученные предложения:
В бору водятся глухари.
Зубной врач использует в работе бор.
Итак, мы убедились, что два одинаковых по звучанию и написанию слова являются одной и той же частью речи и обозначают совершенно разные предметы.
Работа с учебником.
Прочитаем на стр. 141 правило под стрелочкой и узнаем, как называются такие слова.
Запишем в строчках над предложениями со словами «бор»: Омонимы - от омос -одинаковый, онима - звук (греч.). Это и есть тема нашего урока.
Физкультурная пауза.
Омонимы.
i,
-называю вперемешку многозначные , однозначные и те и другие слова (слова на карточке):
-многозначные - хлопок над головой;
-однозначные - хлопок в ладони впереди себя;
- ни те, ни другие - руки в стороны, помахать, как бабочка крылышками (возможны легкие подскоки).
Учитель выполняет упражнение на секунду - две позже учащихся.
4. Закрепление нового материала.
Итак, мы сегодня познакомились с новой лексической группой слов -омонимы. Сейчас Илюша прочитает шутливое стихотворение. А вам надо узнать в нем омонимы:
Потеряла Алёнушка ключ.
На опушке искала - не видно.
Вдруг журчащий увидела ключ.
(Да не этот ей нужен, как видно).
Я. Козловский.
Доказать, что это слова - омонимы, по плану ( вывешен на доске).
Слова одной части речи (какой?).
Одинаково звучат.
Одинаково пишутся.
Обозначают разные предметы (какие?)
Родник и приспособление для открывания дверей (записывают в две колонки).
-Составим и запишем словосочетания со словами - омонимами «ключ -ключ»
по опорным словам, записанным на доске:
веселый, журчащий, от двери, к замку.
-Обозначим главное слово в словосочетании:
ключ - родник ключ - приспособление
веселый ключ ключ от двери
журчащий ключ ключ к замку
Работа со словарем, (упр. 332)
Читаем задание.
-
В толковых словарях слова-омонимы обозначаются порядковыми номерами и дается лексическое значение каждого омонима. Откройте стр. 310 учебника, познакомимся с лексическими значениями двух слов-омонимов «рысь-рысь».
Задание упражнения требует составить распространенные предложения с
этими омонимами.
-Какие предложения называем распространенными?
-Запишем предложения и подчеркнем главные члены.
Зоркая рысь следит за добычей. Конь бежал во всю рысь.
-Омонимы часто используются в нашей речи. И в поэзии, часто шуточной.
Сережа М. прочитает стихотворение, каждая строчка которого является лексическим значением слова-омонима. Сережа читает по строчкам, а ребята после каждой строчки хором произносят угаданное слово-омоним:
С: Я все то, что есть на свете.
Р: МИР!
С: Все народы на планете.
Р: МИР!
С: Мой
омоним - враг войны,
Друг труда и тишины.
Р: МИР!
5. Итог урока.
-Ещё раз уточним, что такое слова - омонимы (
по опорному плану)
Слова одной части речи.
Одинаково звучат.
Одинаково пишутся.
-
Обозначают разные предметы, признаки, действия.
-Оценивание работы детей на уроке.
5. Домашнее задание.
Параграф 55, стр. 141 (правило); упр. 333.
Резерв. Отыскать слова - омонимы.
Он купил ириску, р...шил ее не есть. Но как не есть ириску, когда ириска есть? (А.Барто). Молоко покрыла пеноч(?)ка, варится в к.. .тле овсянка. За окном щебечет пеноч(?)ка, (под)певает ей овсянка. (Я.Козловский.)