https://electroinfo.net

girniy.ru 1
Открытый урок русского языка


в 5 классе компенсирующего обучения по специальной программе для детей с задержкой психического развития.

Тема: «Омонимы»

Цель: развитие речи учащихся, расширение

словарного запаса.

Составитель: Н.И.Черняева,

Учитель русского языка и литературы,

I квалификационной категории.

1. Постановка целей и задач урока.

Сегодня на уроке мы с вами


  • повторим тему «Однозначные и многозначные слова;

  • познакомимся с новой лексической группой слов;

  • научимся распознавать их в речи;

  • потренируемся в составлении словосочетаний и предложений с изученными словами.


2. Повторение темы «Многозначные и однозначные слова».

- расскажите о многозначных и однозначных словах, используя таблицы





слов

1







предметов

3







лексических значений

3





















слов

1

предметов

1

лексических значений

1



Кнопка Олень

- запишите число, классная работа и разделите шесть строчек пополам. Левую колонку обозначьте буквой «М», правую - «О». Распределите по колонкам слова.

Учащиеся по одному выходят к доске и записывают слова с комментариями или двое записывают каждый в свою колонку.



м

О

Игла

Грач

Кнопка

Гантель

Шляпка

Олень

Полотно


Айсберг

Гребень




- составьте предложение с однозначными словами и разберите по членам предложения:

Огромные айсберги плавают по Северному Ледовитому океану. (Подсказка на столе: таблица «Члены предложения» ).


Итак, какие предметы, признаки, действия обозначают многозначные слова? (В чем-то сходные между собой. И в этом их главная особенность)


3. Новый материал.


- На доске лексические значения слов. Определить само слово.

Сосновый лес, растущий на сухом возвышенном месте. (БОР)

Стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле. (БОР)


  • Можно ли назвать слово «бор» многозначным? Почему? (Это слово не многозначное и неоднозначное).



  • Выясним, что же это за слова, ответив на вопросы:






  1. Сколько лексических значений мы видим на доске? (два)

  2. Сколько слов, определяющих эти лексические значения, видим? (два)

  3. Какой частью речи являются эти два слова? (эти слова одной и той же части речи - существительное)

  4. Одинаковы ли они по звучанию? (да)

  5. По написанию? (да)

  6. Одинаковые, похожие ли предметы эти слова обозначают? (абсолютно разные)

Для доказательства составим предложения, ответив на вопросы. Запишем предложения на доске и в тетрадях, отступив от предыдущей работы три строчки.

На доске плакаты:

Где водятся Что использует

глухари? зубной врач в

(в реке, в поле, в работе?

бору) (молоток, отвертку, бор)

Полученные предложения:



В бору водятся глухари.


Зубной врач использует в работе бор.


Итак, мы убедились, что два одинаковых по звучанию и написанию слова являются одной и той же частью речи и обозначают совершенно разные предметы.


Работа с учебником.


Прочитаем на стр. 141 правило под стрелочкой и узнаем, как называются такие слова.

Запишем в строчках над предложениями со словами «бор»: Омонимы - от омос -одинаковый, онима - звук (греч.). Это и есть тема нашего урока.


Физкультурная пауза.


Омонимы.

i,

-называю вперемешку многозначные , однозначные и те и другие слова (слова на карточке):

-многозначные - хлопок над головой;

-однозначные - хлопок в ладони впереди себя;

- ни те, ни другие - руки в стороны, помахать, как бабочка крылышками (возможны легкие подскоки).

Учитель выполняет упражнение на секунду - две позже учащихся.

4. Закрепление нового материала.


Итак, мы сегодня познакомились с новой лексической группой слов -омонимы. Сейчас Илюша прочитает шутливое стихотворение. А вам надо узнать в нем омонимы:

Потеряла Алёнушка ключ.

На опушке искала - не видно.

Вдруг журчащий увидела ключ.

(Да не этот ей нужен, как видно).

Я. Козловский.


Доказать, что это слова - омонимы, по плану ( вывешен на доске).


  1. Слова одной части речи (какой?).

  2. Одинаково звучат.

  3. Одинаково пишутся.

  1. Обозначают разные предметы (какие?)

  2. Родник и приспособление для открывания дверей (записывают в две колонки).

-Составим и запишем словосочетания со словами - омонимами «ключ -ключ» по опорным словам, записанным на доске: веселый, журчащий, от двери, к замку.


-Обозначим главное слово в словосочетании:


ключ - родник ключ - приспособление

веселый ключ ключ от двери

журчащий ключ ключ к замку

Работа со словарем, (упр. 332)


  1. Читаем задание.

  2. В толковых словарях слова-омонимы обозначаются порядковыми номерами и дается лексическое значение каждого омонима. Откройте стр. 310 учебника, познакомимся с лексическими значениями двух слов-омонимов «рысь-рысь».

Задание упражнения требует составить распространенные предложения с

этими омонимами.

-Какие предложения называем распространенными?

-Запишем предложения и подчеркнем главные члены.

Зоркая рысь следит за добычей. Конь бежал во всю рысь.


-Омонимы часто используются в нашей речи. И в поэзии, часто шуточной.

Сережа М. прочитает стихотворение, каждая строчка которого является лексическим значением слова-омонима. Сережа читает по строчкам, а ребята после каждой строчки хором произносят угаданное слово-омоним:

С: Я все то, что есть на свете.

Р: МИР!

С: Все народы на планете.

Р: МИР!

С: Мой омоним - враг войны,

Друг труда и тишины.

Р: МИР!

5. Итог урока.

-Ещё раз уточним, что такое слова - омонимы (по опорному плану)

  1. Слова одной части речи.

  2. Одинаково звучат.

  3. Одинаково пишутся.

  4. Обозначают разные предметы, признаки, действия.

-Оценивание работы детей на уроке.

5. Домашнее задание.

Параграф 55, стр. 141 (правило); упр. 333.

Резерв. Отыскать слова - омонимы.

Он купил ириску, р...шил ее не есть. Но как не есть ириску, когда ириска есть? (А.Барто). Молоко покрыла пеноч(?)ка, варится в к.. .тле овсянка. За окном щебечет пеноч(?)ка, (под)певает ей овсянка. (Я.Козловский.)