girniy.ru   1 2 3 4 ... 45 46

Глава 1. ЖАНРООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

 

Предмет отображения

Цели журналистского творчества

Методы исследования предмета

Роль различных жанрообразующих факторов в формировании жанров

Образование жанров и «жанровые имена»

 

Как уже отмечалось выше, под журна­листскими жанрами подразумеваются устой­чивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки на­зываются жанрообразующими факторами. Знание этих факторов помогает более чет­ко представить себе истоки и особенности возникновения тех или иных жанров перио­дической печати. В современной теории журналистики выделяются в качестве основ­ных, как правило, следующие жанрообразующие факторы: предмет отображения, це­левая установка (функция) отображения, метод отображения. Значимость этих фак­торов в жанрообразовании не равновелика. Поочередному рассмотрению особенностей и роли каждого из них в образовании того или иного жанра и посвящена данная глава.


 

ПРЕДМЕТ ОТОБРАЖЕНИЯ


 

Предмет отображения в журналистике изучен достаточно пол­но. Он включает в себя феномены из разных сфер деятельности, например из экономики, политики, права, религии, морали и т.д. Эти же сферы нередко называют объектом журналистики. Проводя различие между предметом и объектом журналистики, следует иметь в виду, что «предмет не есть вещь, существующая рядом с объек­том». Содержание предмета говорит не о нем самом, а об опреде­ленном «аспекте внешнего объекта»1[1]. Таковым «аспектом объекта» (т.е. предметом) журналистики в целом признается «современность в совокупности множества составляющих ее социальных ситуаций»2[2]. С этим определением нельзя не согласиться в том плане, что жур­налистика действительно имеет дело именно с актуальной сторо­ной современной жизни. Однако данное определение не следует понимать так, что журналистика занимается только ситуациями, если в понятие «ситуация» вкладывать более узкий, более конк­ретный смысл. В частности, например, что касается аналитической журналистики как определенного типа массовой информации, то ее предметом могут быть и отдельное событие, и процесс, содержа­щий в себе ряд событий, и ситуация, включающая как различные события, так и объединяющие их процессы во всем многообразии их взаимодействий.


При этом события, процессы, ситуации могут меняться места­ми в причинно-следственной связи. Так, событие может вызвать процессы (например, смерть И. Сталина обернулась процессом раз­венчания культа личности и определенной демократизацией жиз­ни в стране). Процесс может породить ситуации (процесс крими­нальной приватизации, развала экономики стал причиной ряда трудных ситуаций в стране, например, ситуации с невыплатой зарплаты). Ситуация может вылиться в определенные процессы (на­пример, ситуация с невыплатой зарплаты в стране спровоцировала процесс забастовочного движения шахтеров, учителей и др.). И т.д.

При этом в ходе исследования предмета отображения в центре журналистского внимания оказывается та сторона действительно­сти, на которую «указывают» функции журналистики. Такой сто­роной является то богатство взаимосвязей, в которые включены отображаемые в текстах актуальные феномены реальности. Имен­но их и «отбирает» в исследуемых явлениях журналист. То, какие именно взаимосвязи окажутся в центре его внимания, зависит от того, что автор посчитает наиболее важным для своей аудитории, от масштабности, актуальности, основательности задачи, кото­рую он решает в своем выступлении в прессе.



<< предыдущая страница   следующая страница >>